Когда мне было 5 лет, папа первый раз мне дал карманные деньги, чтобы я могла сама покупать то, что мне нравится.
Когда мне не хватало суммы на что-то, например, на прекрасную куклу, то родители подсказывали мне, что можно подождать и подкопить немного.
На самом деле, произошло это не так спокойно и радужно, как может показаться с первого взгляда — моменту доверия мне карманных денег предшествовали несколько моих попыток устроить истерику в магазине по поводу покупки игрушки, которую мне вдруг резко хотелось.
НЕКРИТИЧНЫЙ ВОЗРАСТ
Итак, отправная точка — 90-е годы. Приобретя возможность и право иметь карманные деньги, я уже начинала понимать, на что хватает денег в нашей семье, а на что нет, у меня начали формироваться установки к предметам покупок — что нужно, а что не нужно. Это было началом моего взаимодействия с социумом, процесс, в котором я начинала усваивать социальный опыт и неуверенно, но стремительно воздействовать на общество посредством собственной деятельности — что и можно назвать социализацией.
Согласно исследованиям, ребенок в период с 5 до 7 лет наиболее восприимчив к усвоению экономических представлений. Посредством чего они формируются?
Во-первых, это имитация, когда ребенок осознанно стремится копировать определенную модель поведения взрослых, в частности родителей.
Во-вторых, идентификация, с помощью которой ребенок усваивает родительское поведение, установки и ценности как свои собственные.
И тут важен тот факт, что детская восприимчивость совсем не критична. Как показывают существующие исследования, у пятилетнего ребенка отсутствует собственное отношение к социальным ценностям, осознанное понимание их смысла, их оценка. Дети в этом возрасте предпочитают пассивно воспринимать предлагаемую информацию, без приложения дополнительных усилий к ее поиску и обработке.
ЧТО ВАЖНО ДЛЯ ДЕТЕЙ
Чтобы родителям понимать, как учить ребенка обращаться с деньгами, важно знать особенности восприятия ребенком окружающего мира и его особенности поведения. Во-первых, дети пяти- и шестилетнего возраста одинаково ориентированы на получение впечатлений из окружающего мира, на активное его познание. Во-вторых, они испытывают потребность в участии в общественной жизни и признании своих достижений референтной (значимой для них в наибольшей степени) группой. В-третьих, отличительной особенностью пяти- и шестилетних детей является потребность быть не просто активным членом группы, но и ее со-участником, то есть иметь возможность чувствовать и переживать вместе с группой.
Ребенку при совершении покупки и приобретении какого-либо товара необходим интерес к предмету покупки, то есть товар должен иметь для него положительный эмоциональный заряд. Конечно, немаловажным фактором является наличие значимой информации о товаре, которую ребенок может получить уже из существующего собственного опыта, средств массовой информации или от мнения значимых для него взрослых.
ФОРМЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ
Для того чтобы понимать, как учить детей делать покупки, нужно понимать еще одну вещь, о которой говорят психологи.
Поведение детей в сфере потребления может быть активным и пассивным.
Активное потребление проявляется у ребенка тогда, когда он вовлечен в процесс совершения покупок, он знает стоимость и ценность денег, он начинает лучше ориентироваться в современных экономических реальностях, обращает внимание на цену предлагаемого товара, удобство его приобретения, длительность использования и надежность.
Такие дети чаще всего имеют деньги в собственном распоряжении и умеют ставить перед собой цель приобретения понравившейся вещи и способны достаточно долго удерживаться от растрат на приобретение мелких покупок. Как показывают исследования, у таких детей формируется альтруистическое отношение к миру, они учатся выбирать, сравнивать, оценивать, что закладывает фундамент для взрослого развития.
Существует также и другая форма — пассивное поведение. Основное отличие — отсутствие денег в свободном распоряжении и неучастие ребенка в процессе совершения покупки.
Такие дети не стремятся к освоению экономического пространства, плохо ориентируются в социально-экономической реальности. Они плохо ориентируются в ценах, не обращают внимание на качество товара. При неожиданном получении денег стремятся сиюминутно их потратить на товар личного пользования. Дети с установкой на пассивное поведение в меньшей степени ориентируется на поведение ближайших значимых взрослых, то есть родителей, примером поведения для них начинают служить другие взрослые, реклама.
Такая форма поведения не является хуже предыдущей, это просто «другая сторона монеты», которую также стоит учитывать родителям, когда они задумываются о том, брать с собой ребенка в магазин или нет, давать ему карманные деньги или нет.
КАК УЧИТЬ ДЕТЕЙ ДЕЛАТЬ ПОКУПКИ
Когда родители идут в магазин вместе с ребенком, важно объяснять, что и зачем они покупают, сколько это стоит. Придя домой, можно еще раз обговорить, что было куплено и зачем это необходимо семье, как, кем и когда это используется.
Важно объяснять ребенку ценность денег, откуда они берутся и каким способом достаются родителям. Важно также объяснять и показывать ребенку, что даже от отсутствия денег в семье родители не перестают любить его, принимать и слышать. Если в семье действительно не хватает денег на приобретение желанной игрушки или какой-то вещи для ребенка, важно говорить про возникающие в связи с этим чувства и ощущения ребенку, грустить о том, что не удается купить то, что он так хочет, и выражать надежду, что в будущем можно понемногу копить, и нужная сумма появится.
Для детей до 7 лет главной формой деятельности является игра. Родители могут сделать детский вариант монополии, с придуманными деньгами и товарами, и играть вместе с ним. Тогда ребенок будет прислушиваться к их мнению, а не мнению взрослых «с улицы» или рекламы. Форма экономической игры помогает родителям установить определенные правила взаимодействия с ребенком, в рамках которых ребенок усваивает формы потребления.
В процессе научения ребенка обращению с деньгами начинают формироваться партнерские отношения между ребенком и взрослыми. Но важно помнить, что для ребенка в дошкольном возрасте важна поддержка, принятие и внимание со стороны взрослых. И давая возможность совершать выбор, родителям нужно не забывать, что ребенок пока только учится этому, и ожидать от него «взрослых» поступков и рациональных, обдуманных решений не стоит. Важно принимать то, что есть и поддерживать ребенка на каждом шаге, объяснять пользу от того или иного выбора, рассказывать, почему он лучше или хуже.
И самое главное: родителям важно помнить, что ребенок, прежде всего, будет усваивать именно родительские правила экономического поведения, родительские установки по отношению к потреблению и «границы» в этом вопросе.
Мария Койсина
Совместно с Thezis.ru