Уважаемый Дмитрий Викторович!
Уважаемые участники заседания!
Хотел бы всех вас сердечно приветствовать и поблагодарить за то, что наша встреча состоялась.
Сегодня нужно рассмотреть большой круг вопросов. Это и перспективы развития курса «Основы религиозных культур и светской этики», и расширение нашего сотрудничества в области высшего образования, и вопросы взаимодействия, связанные с трудовыми мигрантами.
На завтра запланировано заседание Комиссии по религиозным объединениям в Правительстве РФ. Думается, что можно рассматривать нашу сегодняшнюю встречу в качестве подготовительного мероприятия с целью согласования позиций. Надеюсь, и сегодня, и завтра наши общие труды будут максимально продуктивными.
Нам есть о чем поговорить, что сказать, но результативность напрямую зависит от регламента выступлений, а потому просил бы Вас, уважаемый Дмитрий Викторович, установить регламент: сообщение по теме не более трех минут – безусловно, учитывая наличие конкретных предложений по решению поставленных вопросов.
Думаю, сейчас не осталось вопросов, касающихся перспектив развития сотрудничества Министерства образования и Синодального отдела, которые мы не могли бы свободно обсуждать и находить точки для взаимной помощи и поддержки. Тем ценнее возможность таких встреч. Заседания рабочей группы мобилизируют, систематизируют, я бы сказал, координируют нашу практическую работу. По организационной части предложил бы собираться в таком формате более регулярно, может быть, с учетом Вашей занятости, уважаемый Дмитрий Викторович, и существующей потребности сверять позиции было бы правильно уже сегодня подумать и определить примерные даты, согласовать график наших встреч на ближайший год и стараться придерживаться его.
Так, предыдущее заседание рабочей группы было еще в октябре 2013 года, а эту встречу первоначально планировали на февраль, но состоялась она лишь в середине лета. Думаю, определенная регламентация здесь не повредит.
Предложил бы также в соответствии с протокольными решениями предыдущего совещания подводить итоги того, что удалось, и того, что не удалось сделать, за промежуток времени между заседаниями рабочей группы.
(пример оформления поручений ВЦС).
Полагаю, что наша рабочая группа вполне могла бы быть Координационным центром развития проектов, входящих в сферу компетенции Министерства и Синодального отдела, выступать с практическими инициативами перед Правительством, Государственной Думой. Можно было бы иметь надежную опору в том, что это согласованная позиция Церкви и государства в сфере образования.
1. О реализации курса ОРКСЭ в 2013/2014 учебном году.
Буду откровенен, полного удовлетворения тем, как развивается ОРКСЭ, пока нет. Уже заметна стагнация. Зафиксирован экспериментальный вариант 2009/2011 г. – 34 учебных часа на всю школу. Когда-то апробация была первой проверкой нашей взаимной готовности к сотрудничеству. Думаю, проверку на прочность, согласованность действий органы управления образованием и Церковь выдержали и многому друг у друга научились, по крайней мере, могу сказать это про Синодальный отдел. Все, от детей до директоров школ, курс приняли. Давайте подумаем, какими будут наши практические действия по его дальнейшему развитию и расширению, что можно было бы доложить Святейшему Патриарху и о чем он мог бы иметь суждение с первыми лицами нашего государства.
Небольшой экскурс в историю курса. В октябре 2011 г. по итогам эксперимента 2009–2011 гг. в Комиссии по вопросам религиозных объединений были сформулированы рекомендации1:
– ввести ОРКСЭ в обязательную программы, т.е. во всех школах РФ;
– преподавать ОРКСЭ полностью в 4-м классе (не делить между 4-м и 5-м);
– проработать вопрос о преподавании ОРКСЭ на всех ступенях школы.
Все они реализованы. По третьему пункту в рамках государственного плана работ по обеспечению введения ОРКСЭ на базе Федеральной академии повышения квалификации (Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) была подготовлена Концепция ОРКСЭ на всех ступенях школы. Она предусматривает поэтапное (до 2017 г.) расширение ОРКСЭ на 2–10 классы с соответствующей подготовкой учителей, пособий и т.д. Концепция неоднократно обсуждалась на многих образовательных форумах, Международных Рождественских чтениях, в том числе и в Вашем выступлении, уважаемый Дмитрий Викторович, есть слова и о «профильной подготовке будущих учителей по программе бакалавриата «Педагогическое образование» с учетом профиля «Культура конфессий» и о модернизации предметной области ОРКСЭ»2. Полагаю, с учетом существующего опыта нам нужен четкий план расширения курса ОРКСЭ (или, как теперь модно говорить, дорожная карта) в самом близком приближении к концепции.
Несколько слов об обеспечении свободного, добровольного, информированного выбора родителями школьников модуля курса ОРКСЭ.
Синодальный отдел проводит свой мониторинг развития ОРКСЭ. Не скрою, что обеспокоенность вызывают крайне низкие показатели выбора ОПК на фоне преобладающего русского населения в Республике Карелия (8,7%), Мурманской (3%) и Южно-Сахалинской областях (3%). В ряде национальных регионов с большой долей русского населения: Якутия – 10%, Алтай – 9,4%, Адыгея – 4,9%, Бурятия – 4,9%, Северная Осетия – 4,7%, Чукотка – 3,3%, Карачаево-Черкесия – 3,2%, Тыва – 2,8%.
В некоторых национальных регионах почти не изучаются конфессиональные модули курса ОРКСЭ: Башкирия ОПК – 0,5% и ОИслК 3,8%, Бурятия – ОПК 4,9% и ОБудК 5,6%, Кабардино-Балкария – 0% ОПК и ОИК, Татарстан –0% ОПК и ОИК 0%. Ситуация обусловлена мнением местного руководства – не допускать выбор конфессиональных модулей из опасения конфликтов на религиозной почве.
В результате выбор делается за родителей в соответствии с административными решениями органов управления образованием, школьных администраций между модулями по светской этике и мировым религиям; учителя к преподаванию религиозных культур (конфессиональных модулей) реально не готовятся, рабочее взаимодействие в реализации ОРКСЭ с конфессиями не осуществляется. Сегодня это уже нарушение нормы ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ч. 2 ст. 87), гарантирующей право выбора таких курсов законным представителям учащихся. Кроме того, сдерживающий фактор развития межнационального и межконфессионального сотрудничества. Последствия неумения и нежелания выстраивать диалог, знать свою религиозную культуру и с уважением относиться к религиозной традиции того, кто живет с тобой рядом, могут иметь самые печальные последствия, и не только культурологические… (Я имею в виду события, которые разворачиваются рядом с нашими границами).
Таким образом, в настоящее время главные проблемы развития ОРКСЭ, по которым нам необходимо сегодня приблизиться к согласованным решениям, это:
1) сохраняющееся в некоторых регионах препятствование свободному, информированному выбору модулей ОРКСЭ, что влечет за собой отсутствие соответствующей профильной, а значит, и качественной подготовки учителей;
2) стагнация введения ОРКСЭ в школе из-за сохраняющегося уже четвертый год преподавания курса фактически в экспериментальном формате только в течение одного учебного года –1 час в неделю (всего 34 учебных часа) – и неопределенность, отсутствие четких перспектив его дальнейшего развития.
Кстати сказать, по этой причине не выстраиваются и междисциплинарные связи, сложно организовать качественную систему подготовки педагогов и учебно-методического обеспечения.
Теперь о состоянии реализации экспериментальной основной образовательной программы «Бакалавриата» по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» для подготовки молодых учителей к преподаванию курса «Основы религиозных культур и светской этики».
Информация:
В части профильной подготовки учителей по ОРКСЭ в 2012 г. также в рамках указанного Государственного контракта № 03Р20.11.0013 от 18 мая 2012 г. по обеспечению введения ОРКСЭ на базе ФИРО была разработана программа педагогического образования («Бакалавриат») по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» с учетом профиля «Культура конфессии». По этой программе вуз по своему выбору может организовать подготовку учителей по одному или нескольким профилям: «Культура православия», «Этика» и «Религиоведение»; «Культура ислама», «Этика и религиоведение» и т.д., ориентируясь на местные условия и потребности. Студенты получают религиоведческую подготовку по всем четырем религиям, а углубленно изучают одну из религиозных культур.
В 2013 г. программа прошла апробацию в 12 вузах3 (государственных и частных), в ней приняли участие 1104 студента 2–4 курсов обучения. Во исполнение решений Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве РФ 18 декабря 2012 г. (протокол № 1(62)) был разработан план4 внедрения данной программы, где до 1 января 2014 г. предусматривалось установление контрольных цифр приема на обучение за счет ассигнований, в том числе федерального бюджета (выделение бюджетных мест). Пока план в этой части выделения бюджетных мест на 2014/15 учебный год не выполнен.
Подготовка таких специалистов в отдельных вузах (в частности в ПСТГУ) инициативно начата на платной основе.
Необходимо выделение бюджетных мест по данной программе, но ее полноценная реализация, набор студентов и решение других вопросов тесно связаны с расширением ОРКСЭ; 4 года готовить учителя для преподавания курса на 34 учебных часа в одном классе очевидно нерационально.
Сегодня здесь присутствует один из разработчиков программы «Бакалавриата» «Культура конфессий» Евгений Николаевич Ивахненко. Думаю, он будет готов прояснить ситуацию, компетентно ответить на возможные в этой связи вопросы.
Разное.
В «Разном» у нас несколько важных вопросов, хоть и выходящих за рамки обычной проблематики заседаний рабочей группы, но актуальных в контексте современных государственно-конфессиональных отношений. Это:
1. О возможности создании механизма распределения бюджетных мест в университетах по направлению подготовки «Теология» в соответствии с контрольными цифрами приема, который бы учитывал реальные нужды регионов и пожелания Русской Православной Церкви. Пользуясь случаем, уважаемый Дмитрий Викторович, передаю Вам сердечные благопожелания от Владыки митрополита Илариона (Алфеева) — по благословению Святейшего Патриарха, владыка курирует этот вопрос. Сегодня в заседании участвует его личный представитель – отец Родион, он введет нас в проблематику православного теологического образования.
2. О взаимодействии Министерства образования и науки РФ и Русской Православной Церкви в области разработки учебно-методических пособий, тестировании мигрантов по русскому языку, истории и культуре России.
Предлагаю обменяться мнениями по данным вопросам. Очень надеюсь, уважаемый Дмитрий Викторович, уважаемые коллеги, что по итогам сегодняшнего заседания мы сможем дать конкретные практические предложения и для завтрашнего заседания в Правительстве, и для дальнейшей организации нашей совместной повседневной работы по предложенной тематике. Спасибо.
1 Протокол заседания Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве РФ от 04.10.2011 г. № 1 (61).
2 http://mroc.pravobraz.ru/privetstvie-ministra-obrazovaniya-i-nauki-rossii-d-v-Jivanova/
3 Началась апробация примерной основной образовательной программы «Бакалавриата» по направлению подготовки «Педагогическое образование» по профилю «Культура конфессий». Эл. ресурс: http://www.orkce.org/485.htm
4 План внедрения экспериментальной образовательной программы «Бакалавриата» по направлению подготовки 050100. Педагогическое образование для подготовки молодых учителей (выпускников учреждений педагогического образования) к преподаванию курса ОРКСЭ. Приложение к письму заместителя министра образования и науки А. А. Климова в аппарат Правительства РФ.