Протокол заседания методического объединения по ОРКСЭ и ОДНКНР, утвержденного Межведомственным координационным советом по реализации плана мероприятий по введению комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
(31 мая 2017 года)
Присутствовали: Кулаков А.Е., Малеванов Е.Ю., Мигдисов Я.С., Метлик И.В., Проскуркина О.И., Петухова И.А., Савченко К.В., Теплова Е.Ф., Тюляева Т.И., Хабибуллина Г.Ю., Чарный С.В., Чепур О.А.
Повестка дня:
- Обсуждение предложений рабочей группы (утв. приказом Минобрнауки России от 03.10.2016 № ОВ-6/08вн) для организации работы по детализации требований к предметным результатам в федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) начального общего образования предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ).
- Обсуждение изменений в ФГОС начального общего образования в части воспитательного компонента.
Выступили:
Кулаков А.Е., Малеванов Е.Ю., Мигдисов Я.С., Метлик И.В., Проскуркина О.И., Савченко К.В., Теплова Е.Ф., Тюляева Т.И., Хабибуллина Г.Ю., Чарный С.В., Чепур О.А.
Решили:
По первому вопросу.
- Исходя из сложившейся многолетней практики реализации предметной области (комплексного курса) ОРКСЭ, с целью соблюдения прав родителей (законных представителей) школьников на выбор одного из шести модулей комплексного курса (согласно ч. 2 ст. 87 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ), в дополнение к общим требованиям к предметным результатам освоения обучающимися содержания предметной области ОРКСЭ в ФГОС начального общего образования, необходимо предусмотреть детализацию требований по каждому модулю ОРКСЭ отдельно с учетом его предметного содержания и планируемых результатов освоения согласно содержательному (п. 2.2.2.6) и целевому (п. 1.2.6) разделам Примерной основной образовательной программы начального общего образования (ПООП НОО), одобренной решением ФУМО по общему образованию (протокол от 08.04.2015 № 1/15). В ином случае значительная часть предлагаемых детализированных требований к результатам освоения предметной области ОРКСЭ в целом (таких как: пп. 2.1., 4.1., 4.2, 4.4., 4.5., 4.6., 6.2.) не будет соответствовать предметному содержанию большей части модулей ОРКСЭ (за исключением модуля ОМРК). Это сделает данные требованиями практически невыполнимыми или повлечет необходимость кардинальных изменений условий реализации предметной области ОРКСЭ.
В том числе:
1) изменения планируемых результатов освоения предметной области ОРКСЭ (модулей ОРКСЭ) и ее содержания в целевом (1.2.6) и содержательном (2.2.2.6) разделах ПООП НОО, одобренной решением ФУМО по общему образованию (протокол от 08.04.2015 № 1/15). С учетом необходимости последующего согласования этих изменений (экспертиза) в централизованных религиозных организациях в соответствии с Федеральным законом («Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, ч. 3 ст. 87);
2) исключения из Федерального перечня учебников в разделе предметной области ОРКСЭ практически всех учебников (20 наименований, кроме учебников издательств ВЕНТАНА-ГРАФ и Астрель) как несоответствующих предлагаемым общим результатам освоения предметной области ОРКСЭ и ее новому содержанию (в частности, на основании п. 5.2 Приложения №2 к приказу Минобрнауки России от 18.07.2016 № 870 требований педагогической экспертизы учебника). При этом в Федеральном перечне учебников в разделе предметной области ОРКСЭ остаются только учебники издательств ВЕНТАНА-ГРАФ и Астрель, не предусматривающие выбор модуля ОРКСЭ родителями (издательство Астрель) или полноценное, в полном объеме (34 ч. в 4 классе) изучение модулей по выбору (издательство ВЕНТАНА-ГРАФ);
3) изъятия указанных большинства учебников по модулям ОРКСЭ из фондов школьных библиотек и разработки новых учебников, учебно-методических комплексов, соответствующих предложениям рабочей группы по общим требованиям к результатам освоения предметной области ОРКСЭ и, соответственно, предметному содержанию образования по ОРКСЭ (за исключением только модуля ОМРК);
4) переработки типовой (примерной) и региональных программ профессиональной переподготовки (повышения квалификации и др.) учителей — преподавателей модулей ОРКСЭ во всех субъектах Российской Федерации и соответствующего переобучения всех учителей (за исключением только учителей, преподающих модуль ОМРК).
5) переработки образовательных программ в части предметной области ОРКСЭ всеми образовательными организациями в Российской Федерации, реализующими образовательную программу начального общего образования;
1.2. Рассмотреть и принять за основу вариант детализации требований ФГОС начального общего образования к результатам освоения предметной области ОРКСЭ (приложение № 1 к протоколу на 24 с.), подготовленный с участием членов рабочей группы (утв. приказом Минобрнауки России от 03.10.2016 № ОВ-6/08вн) Китинова Б.У., Петраковой Т.И., Рынковой Н.П., Шумейко Л.А., Яхненко Е.В. и членов Всероссийского методического объединения по предметным областям ОРКСЭ и ОДНКНР, включая представителей всех централизованных религиозных организаций (православия, ислама, буддизма, иудаизма).
1.3. Предложения рабочей группы по вопросам детализации требований ФГОС НОО к результатам освоения предметной области ОРКСЭ содержат стилистические, терминологические и смысловые недостатки (Приложение № 2 к протоколу на 3 с.). Текст предложений нуждается в корректировке в части устранения грамматических (п. 1.1 и др.), речевых (п. 3.3 и др.), смысловых (п. 3.2 и др.) нарушений. В предложениях рабочей группы изменены состав и формулировки требований по предметной области ОРКСЭ в действующей редакции ФГОС начального общего образования, что формально не согласуется с задачей рабочей группы — разработать детализацию указанных требований.
По второму вопросу.
- При внесении изменений в ФГОС начального общего образования в части воспитательного компонента учесть предложения членов Всероссийского методического объединения по ОРКСЭ и ОДНКНР (Приложение № 3 к протоколу, на 2 с.).
Приложение № 1
к протоколу заседания методического объединения по ОРКСЭ и ОДНКНР, утвержденного Межведомственным координационным советом по реализации плана мероприятий по введению комплексного учебного курса ОРКСЭ от 31.05.2017г.
Предложения по внесению изменений в ФГОС начального общего образования[1] в части требований к предметным результатам по предметной области ОРКСЭ
- Включить первым абзацем в раздел «12.6. Основы религиозных культур и светской этики» текст из сноски в ред. Приказа Минобрнауки России от 18.12.2012 N 1060 с добавлением фразы «учебные предметы», уточнением порядка перечисления модулей (предметов) и названия модуля (предмета) «Основы мировых религиозных культур» (выделено подчеркиванием).
Текст в разделе 12.6 оставить в начале раздела в качестве общих требований к предметным результатам по предметной области ОРКСЭ с подзаголовком: «Общие предметные результаты».
Далее включить в раздел 12.6 детализированные требования к предметным результатам по предметной области ОРКСЭ отдельно по каждому модулю (предмету).
Раздел 12.6 изложить в следующей редакции:
«12.6. Основы религиозных культур и светской этики
По выбору родителей (законных представителей) изучаются учебные предметы: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы религиозных культур народов России, основы светской этики».
Общие предметные результаты.
1) готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
2) знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
3) понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
4) формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
5) первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
6) становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
7) осознание ценности человеческой жизни.
Основы православной культуры.[2]
1) первоначальное понимание сущности духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях, окружающей действительности, способность выражать это понимание своими словами;
2) понимание значимости нравственного совершенствования и роли в этом личных усилий человека, способность выражать это понимание своими словами, приводить примеры;
3) понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования;
4) первоначальное представление о нормах христианской морали, их значении в выстраивании отношений в семье, между людьми, в общении и деятельности;
5) осознание значения нравственных категорий в православной культуре, традиции (любовь, вера, милосердие, прощение, покаяние, сострадание, ответственность, послушание, грех как нарушение заповедей, борьба с грехом, спасение), основного содержания и соотношения ветхозаветных Десяти заповедей и Евангельских заповедей Блаженств, христианского нравственного идеала; «золотое правило нравственности» в православной христианской традиции;
6) умение высказывать суждения оценочного характера о значении веры и религии, религиозной культуры и нравственности в жизни человека, семьи, народа, в обществе и государстве;
7) первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих и других людей) с позиций православной этики;
8) первоначальные представления о мировоззрении (картине мира) в православии, вероучении о Боге-Троице, Творении, человеке, Богочеловеке Иисусе Христе как Спасителе, Церкви;
9) знания о Священном Писании Церкви — Библии (Ветхий Завет, Новый Завет, Евангелия и евангелисты), апостолах, святых и житиях святых, священнослужителях, богослужениях, молитвах, Таинствах (общее число Таинств, смысл Крещения, Причащения, Венчания, Исповеди), монашестве и монастырях в православной традиции;
10) первоначальные знания о назначении и устройстве православного храма (собственно храм, притвор, алтарь, иконы, иконостас), знание норм поведения в храме, общения с мирянами и священнослужителями;
11) первоначальные представления о православных праздниках (не менее трех, включая Воскресение Христово и Рождество Христово), православных постах, назначении поста;
12) понимание норм отношений в православной семье, обязанностей и ответственности членов семьи, отношений детей к отцу, матери, братьям и сестрам, старшим по возрасту, предкам; принятие российских традиционных православных семейных ценностей;
13) умение распознавать христианскую символику, объяснять своими словами ее смысл (православный крест) и значение в православной культуре;
14) первоначальные знания о художественной культуре в православной традиции, об иконописи; умение выделять и объяснять особенности икон в сравнении с картинами;
15) умение излагать основные исторические сведения о возникновении православной религиозной традиции в России (Крещение Руси), своими словами объяснять роль православия в становлении культуры народов России, российской культуры и государственности;
16) первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению православного исторического и культурного наследия в своей местности, регионе (храмы, монастыри, святыни, памятные и святые места), оформлению и представлению ее результатов;
17) становление внутренней установки личности поступать согласно совести;
18) умение выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание российского общества как многоэтничного и многоконфессионального (приводить примеры), понимание российского общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине — России; приводить примеры сотрудничества последователей традиционных религий;
19) знание названий традиционных религий в России (не менее трёх, кроме изучаемой), умение называть народы России, для которых традиционными религиями исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм;
20) умение выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни в православной духовно-нравственной культуре, традиции.
Основы исламской культуры.
1) первоначальное понимание сущности духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях, окружающей действительности, способность правильно выражать это понимание своими словами;
2) понимание значимости нравственного совершенствования и роли в этом личных усилий человека, способность выражать это понимание своими словами, иллюстрировать примерами;
3) понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования;
4) первоначальное представление о нормах исламской религиозной морали, их значении в выстраивании отношений в семье, между людьми, в общении и деятельности;
5) осознание значения основных нравственных категорий в исламской культуре, традиции (вера, искренность, милосердие, ответственность, справедливость, честность, великодушие, скромность, верность, терпение, выдержка, достойное поведение, стремление к знаниям);
6) умение высказывать суждения оценочного характера о значении веры и религии, религиозной культуры и нравственности в жизни человека, семьи, народа, общества и государства;
7) первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих и других людей) с позиций исламской этики;
8) первоначальные представления о мировоззрении (картине мира) в исламской культуре, единобожии, вере и ее основах;
9) знания о Священном Коране и сунне – примерах из жизни пророка Мухаммада; о праведных предках, о ритуальной практике в исламе (намаз, хадж, пост, закят, дуа, зикр);
10) первоначальные знания о назначении и устройстве мечети (минбар, михраб), нормах поведения в мечети, общения с верующими и служителями ислама;
11) первоначальные представления о праздниках в исламе (Ураза-байрам, Курбан-байрам, Маулид);
12) понимание норм отношений в исламской семье, обязанностей и ответственности членов семьи; норм отношений детей к отцу, матери, братьям и сестрам, старшим по возрасту, предкам; принятие российских традиционных исламских семейных ценностей; знание норм отношений с дальними родственниками, соседями;
13) умение распознавать исламскую символику, объяснять своими словами ее смысл и охарактеризовать назначение исламского орнамента;
14) первоначальные знания о художественной культуре в исламской традиции, религиозных напевах, каллиграфии, архитектуре, книжной миниатюре, религиозной атрибутике, одежде;
15) умение излагать основные исторические сведения о возникновении исламской религиозной традиции в России, своими словами объяснять роль ислама в становлении культуры народов России, российской культуры и государственности;
16) формирование первоначального опыта поисковой, проектной деятельности по изучению исламского исторического и культурного наследия в своей местности, регионе (мечети, медресе, памятные и святые места), оформлению и представлению ее результатов;
17) становление внутренней установки личности поступать согласно совести;
18) умение выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание российского общества как многоэтничного и многоконфессионального (приводить примеры), понимание российского общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине — России; приводить примеры сотрудничества последователей традиционных религий;
19) знание названий традиционных религий в России (не менее трёх, кроме изучаемой), умение называть народы России, для которых традиционными религиями исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм;
20) умение выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни в исламской духовно-нравственной культуре, традиции.
Основы буддийской культуры.
1) первоначальное понимание сущности духовного саморазвития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях, окружающей действительности, способность правильно выражать это понимание своими словами;
2) понимание значимости нравственного самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека, способность выражать это понимание своими словами, иллюстрировать примерами;
3) понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования;
4) первоначальное представление о нормах буддийской религиозной морали, их значении в выстраивании отношений в семье, между людьми, в общении и деятельности
5) осознание значения основных нравственных категорий в буддийской культуре, традиции (сострадание, милосердие, любовь, ответственность, благие и неблагие деяния, освобождение, борьба с неведением, уверенность в себе, постоянство перемен, внимательность); знание основных идей (учения) Будды о сущности человеческой жизни, цикличности и значения сансары; понимание личности как совокупности всех поступков; понимание значения понятий «правильное воззрение» и «правильное действие»;
6) умение высказывать суждения оценочного характера о значении веры и религии, религиозной культуры и нравственности в жизни человека, семьи, народа, общества и государства;
7) первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих и других людей) с позиций буддийской этики;
8) первоначальные представления о мировоззрении (картине мира) в буддийской культуре, учении о Будде (буддах), бодхисаттвах, вселенной, человеке, обществе, сангхе, сансаре и нирване; понимание ценности любой формы жизни как связанной с ценностью человеческой жизни и бытия;
9) знания о буддийских писаниях (джатаки, сутры), ламах, службах; смысл принятия Прибежища, обретения Учителя-наставника, порядок проведения медитации, понимание закона зависимого возникновения (пратитьясамутпада), восьмеричного пути и кармы;
10) первоначальные знания о назначении и устройстве буддийского храма (дацан, хурул, сумэ), знание норм поведения в храме, общения с мирскими последователями и ламами;
11) первоначальные представления о праздниках в буддизме (Весак, Зул, Мээдрин одор (день поворота Колеса учения), аскезе;
12) понимание норм отношений в буддийской семье, обязанностей и ответственности членов семьи, отношений детей к отцу, матери, братьям и сестрам, старшим по возрасту, предкам; принятие российских традиционных буддийских семейных ценностей;
13) умение распознавать буддийскую символику (колесо, узел, зонт, раковина, рыбки, ваза с особым содержимым, лотос, стяг Победителя), объяснять своими словами ее смысл и значение в буддийской культуре;
14) первоначальные знания о художественной культуре в буддийской традиции, тханкаписи; умение выделять и объяснять особенности тханок и статуэток в сравнении с иными видами буддийской культуры (фрески, ступы);
15) умение излагать основные исторические сведения о возникновении буддийской религиозной традиции в истории и в России, своими словами объяснять роль буддизма в становлении культуры народов России, российской культуры и государственности;
16) первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению буддийского исторического и культурного наследия в своей местности, регионе (храмы, монастыри, святыни, памятные и святые места), оформлению и представлению ее результатов;
17) становление внутренней установки личности поступать согласно совести;
18) умение выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание российского общества как многоэтничного и многоконфессионального (приводить примеры), понимание российского общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине — России; приводить примеры сотрудничества последователей традиционных религий;
19) знание названий традиционных религий народов России (не менее трех, кроме изучаемой), умение называть народы России, для которых традиционными религиями исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм;
20) умение выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни в буддийской духовно-нравственной культуре, традиции.
Основы иудейской культуры.
1) первоначальное понимание сущности духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях, окружающей действительности, способность выражать это понимание своими словами;
2) понимание значимости нравственного совершенствования и роли в этом личных усилий человека, способность выражать это понимание своими словами, приводить примеры;
3) понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования;
4) первоначальное представление о нормах иудейской морали, их значении в выстраивании отношений в семье, между людьми, в общении и деятельности;
5) осознание значения основных нравственных категорий в иудейской культуре, традиции (любовь, вера, милосердие, прощение, покаяние, сострадание, ответственность, послушание, исполнение заповедей, борьба с грехом и спасение), основного содержания и места заповедей (прежде всего Десяти заповедей) в жизни человека; «золотое правило нравственности» в иудейской религиозной традиции;
6) умение высказывать суждения оценочного характера о значении веры и религии, религиозной культуры и нравственности в жизни человека, семьи, народа, в обществе и государстве;
7) первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих и других людей) с позиций иудейской этики;
8) первоначальные представления о мировоззрении (картине мира) в иудаизме, учение о единобожии, об основных принципах иудаизма;
9) знания о священных текстах иудаизма — Торе и Танахе, о Талмуде, произведениях выдающихся деятелей иудаизма, богослужениях, молитвах;
10) первоначальные знания о назначении и устройстве синагоги, о раввинах, знание норм поведения в синагоге, общения с мирянами и раввинами;
11) первоначальные представления о еврейских праздниках (не менее четырех, включая Рош а-шана, Йом Кипур, Суккот, Песах), постах, назначении поста;
12) понимание норм отношений в еврейской семье, обязанностей и ответственности членов семьи, отношений детей к отцу, матери, братьям и сестрам, старшим по возрасту, предкам; принятие традиционных семейных ценностей иудаизма;
13) умение распознавать иудейскую символику, объяснять своими словами ее смысл (магендовид) и значение в еврейской культуре;
14) первоначальные знания о художественной культуре в иудейской традиции, каллиграфии, религиозных напевах, архитектуре, книжной миниатюре, религиозной атрибутике, одежде;
15) умение излагать основные исторические сведения о появлении иудаизма на территории России, своими словами объяснять роль иудаизма в становлении культуры народов России, российской культуры и государственности;
16) первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению иудейского исторического и культурного наследия в своей местности, регионе (синагоги, кладбища, памятные и святые места), оформлению и представлению ее результатов;
17) становление внутренней установки личности поступать согласно совести;
18) умение выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание российского общества как многоэтничного и многоконфессионального (приводить примеры), понимание российского общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине — России; приводить примеры сотрудничества последователей традиционных религий;
19) знание названий традиционных религий в России (не менее трёх, кроме изучаемой), умение называть народы России, для которых традиционными религиями исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм;
20) умение выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни в иудейской духовно-нравственной культуре, традиции.
Основы религиозных культур народов России.
1) первоначальное понимание сущности духовного саморазвития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях, окружающей действительности, способность выражать это понимание своими словами;
2) понимание значимости нравственного самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека, способность выражать это понимание своими словами, приводить примеры;
3) понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования;
4) первоначальные представления о нравственных заповедях, нормах морали в традиционных религиях России (православие, ислам, буддизм, иудаизм), их значении в выстраивании отношений в семье, между людьми;
5) понимание значения нравственных категорий (долг, свобода, ответственность, милосердие, забота о слабых, взаимопомощь) в религиозной культуре народов России (православии, исламе, буддизме, иудаизме); «золотое правило нравственности» в религиозных традициях;
6) умение высказывать суждения оценочного характера о значении религиозной веры, религиозной культуры и нравственности традиционных религий народов России в жизни человека, семьи, народа, общества и государства;
7) умение соотносить нравственные формы поведения с нравственными нормами, заповедями в традиционных религиях народов России;
8) первоначальные представления о мировоззрения (картине мира) в вероучении православия, ислама, буддизма, иудаизма; об основателях религий;
9) знания о священных писаниях традиционных религий народов России (Библия, Коран, Трипитака (Ганджур), Танах), хранителях предания и служителях религиозного культа (священники, муллы, ламы, раввины), религиозных обрядах, ритуалах, обычаях (1-2 примера);
10) первоначальные знания о назначении и устройстве священных сооружений (храмов) традиционных религий народов России, знание основных норм поведения в храмах, общения с верующими;
11) первоначальные представления о религиозных календарях и праздниках традиционных религий народов России (православия, ислама, буддизма, иудаизма, не менее одного религиозного праздника каждой традиции);
12) понимание основных норм отношений в религиозной семье (православие, ислам, буддизм, иудаизм), общее представление о семейных ценностях в традиционных религиях народов России; понимание отношения к труду, учению в традиционных религиях народов России;
13) умение распознавать религиозную символику традиционных религий народов России (православия, ислама, буддизма, иудаизма по одному символу), объяснять своими словами ее значение в религиозной культуре;
14) первоначальные знания о художественной культуре традиционных религий народов России (православные иконы, исламская каллиграфия, буддийская тханкапись); первоначальные навыки понимания художественного языка и главных особенностей религиозного искусства православия, ислама, буддизма, иудаизма (архитектура, изобразительное искусство, язык и поэтика религиозных текстов, музыки или звуковой среды);
15) умение излагать основные исторические сведения о роли традиционных религий в становлении культуры народов России, российского общества, российской государственности;
16) первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению исторического и культурного наследия традиционных религий народов России в своей местности, регионе (храмы, монастыри, святыни, памятные и святые места), оформлению и представлению ее результатов;
17) становление внутренней установки личности поступать согласно совести;
18) умение выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание российского общества как многоэтничного и многоконфессионального (приводить примеры), понимание российского общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине — России; приводить примеры сотрудничества последователей традиционных религий;
19) знание названий традиционных религий народов России (православие, ислам, буддизм, иудаизм), умение называть народы России, для которых традиционными религиями исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм;
20) умение выражать своими словами понимание человека, человеческого достоинства, ценности человеческой жизни в традиционных религиях народов России.
Основы светской этики.
1) первоначальное понимание сущности духовного саморазвития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях, окружающей действительности, способность выражать это понимание своими словами;
2) понимание значимости нравственного самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека, способность выражать это понимание своими словами, приводить примеры;
3) понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования;
4) первоначальное представление о российской светской (гражданской) этике как общепринятых в российском обществе нормах морали, отношений и поведения людей, основанных на российских традиционных духовных ценностях, конституционных правах, свободах и обязанностях человека и гражданина в России;
5) осознание значения основных нравственных категорий российской светской этики (справедливость, совесть, ответственность, сострадание, ценность и достоинство человеческой жизни, взаимоуважение, вера в добро, человеколюбие, милосердие, добродетели, патриотизм, труд) в отношениях между людьми в российском обществе; «золотое правило нравственности»;
6) умение высказывать суждения оценочного характера о значении нравственности в жизни человека, семьи, народа, общества и государства; умение различать нравственные нормы и нормы этикета, приводить примеры;
7) первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих и других людей) с позиций российской светской (гражданской) этики;
8) первоначальные представления об основных нормах российской светской (гражданской) этики: любовь к Родине, российский патриотизм и гражданственность, защита Отечества; уважение памяти предков, исторического и культурного наследия и особенностей народов России, российского общества; уважение чести, достоинства, доброго имени любого человека; любовь к природе, забота о животных, охрана окружающей среды;
9) понимание праздника как одной из форм исторической памяти народа, общества; знание российских праздников, их значения: государственные, народные, религиозные, семейные праздники; первоначальные знания о российских государственных праздниках, их истории и традициях (не менее трёх), религиозных праздниках (не менее двух разных традиционных религий), праздниках в своём регионе (не менее одного), о роли семейных праздников в жизни человека, семьи;
10) понимание семьи, отношений в семье на основе российских традиционных духовных ценностей (семья — союз мужчины и женщины на основе взаимной любви для совместной жизни, рождения и воспитания детей; любовь и забота родителей о детях; любовь и забота детей о нуждающихся в помощи родителях; уважение старших по возрасту, предков); принятие российских традиционных семейных ценностей;
11) уважение российской государственности, законов в российском обществе, законных интересов и прав людей, отказ от насилия; знание российской государственной символики, символики своего региона, умение объяснить ее значение;
12) первоначальные знания о трудовой морали, нравственных традициях трудовой деятельности, предпринимательства в России; формирование нравственной ориентации на трудолюбие, честный труд, уважение к труду, трудящимся, результатам труда;
13) первоначальные знания о главных российских культурных и природных памятниках, о культурных и природных достопримечательностях своего региона;
14) первоначальные представления о российской светской этике на примерах образцов нравственности, российской гражданственности и патриотизма в истории России;
15) умение объяснять своими словами роль светской (гражданской) этики в становлении российской государственности;
16) первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению исторического и культурного наследия народов России, российского общества в своей местности, регионе, оформлению и представлению ее результатов;
17) становление внутренней установки личности поступать согласно совести;
18) умение выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание российского общества как многоэтничного и многоконфессионального (приводить примеры), понимание российского общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине — России; приводить примеры сотрудничества последователей традиционных религий;
19) знание названий традиционных религий народов России (православие, ислам, буддизм, иудаизм), умение называть народы России, для которых традиционными религиями исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм;
20) умение выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни в российской светской (гражданской) этике.
- Название модуля «Основы мировых религиозных культур» изменить на: «Основы религиозных культур народов России» (с соответствующей редакцией по тексту ФГОС НОО).
- Внести в раздел 19.3 дополнения и изменения (выделены подчеркиванием), текст изложить в следующей редакции:
«19.3. … Обязательные предметные области, учебные предметы и основные задачи реализации содержания предметных областей приведены в таблице:
N п/п | Предметные области, учебные предметы | Основные задачи реализации содержания |
6 | Основы религиозных культур и светской этики (Основы православной культуры, Основы исламской культуры, Основы буддийской культуры, Основы иудейской культуры, Основы светской этики, Основы религиозных культур народов России) | Духовно-нравственное развитие и воспитание, формирование ценностно-смысловой сферы личности на основе российских традиционных духовных и нравственных ценностей с учетом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи школьника. Формирование первоначальных представлений о российских традиционных религиях, культуре православия, ислама, буддизма, иудаизма, российской светской (гражданской) этике, основанной на конституционных правах, свободах и обязанностях человека и гражданина в соответствии с выбором родителей (законных представителей) учащегося. |
[1] Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
[2] Детализация требований по модулям (предметам) с указанием их соотношения с общими требованиями по предметной области ОРКСЭ приведена ниже в таблицах (с. 16 -27).