Профессия школьного психолога все чаще упоминается в контексте острых проблем: нервные срывы школьников, отчужденность детей, травля одних подростков другими и их немотивированная агрессия.
И практически во всех этих проблемах крайними оказываются школьные психологи, которые вовремя не увидели и не предупредили симптомы надвигающихся проблем. Какова зона ответственности школьного психолога, какие проблемы гложут детей, почему в психологической помощи нуждаются не только дети, но и их родители и учителя, мы узнали из первых уст.
Анна Бабинина, Президент Санкт-Петербургского Регионального отделения Общероссийской общественной организации «Профессиональная психотерапевтическая Лига», Санкт-Петербург:
Я занимаюсь семейной системной психотерапией более 20 лет, в прошлом много работала с детьми и подростками в детском доме, и могу сказать, что в семье дети очень часто несут «симптом» негативных отношений родителей. Ребёнок становится неуправляемым или капризным, или часто болеющим, и его приводят к психологу, хотя на самом деле помощь требуется родителям.
Самые частые проблемы в моей практике — отсутствие взаимопонимания в семье, трудности общения с ровесниками и педагогами. Ребенок может ощущать себя «белой вороной», страдать компьютерной или какой-то другой зависимостью, пасть жертвой национальных предрассудков или социальных конфликтов. Он может переживать несчастную любовь, утрату мотивации не только к школьным, но и вообще любым делам, страдать от снижения общего фона настроения. С такими ситуациями дети приходят на консультацию.
Часто бывают сложные конфликтные ситуации в школе с ровесниками или даже травля сверстниками – это тоже повод обращения к школьному психологу. Однако, если конфликт у ребенка с учителем, родители редко обращаются к сотруднику той же школы — в этих ситуациях необходим независимый специалист. Это связано с так называемой «честью мундира», когда психолог стремится разрешить конфликт за счет ученика. Такова реальность: в школах психологи зависят в большей степени от администрации.
Татьяна Знобина, руководитель районного методического объединения школьных психологов, Алтайский Край:
В школе в общем счете я работаю 26 лет, из них психологом — 8. Как правило, за помощью обращаются педагоги. Исходя из их запросов, мы даже организуем открытые практические семинары, на которых учитель может получить ответы на свои вопросы, попробовать себя в различных тренинговых упражнениях, которые затем может включать в свою деятельность при работе с детьми. Хотя были случаи, когда к психологу шли дети, чаще старшеклассники. Родители обращаются, когда совсем заходят в тупик.
Детей, которым необходима помощь психолога, с каждым годом становится все больше. Это дети группы риска — с проблемами в поведении, с учебными проблемами, с большим количеством страхов, с так называемой школьной тревожностью, это дети с ограниченными возможностями в здоровье, одаренные дети. Такой набор можно продолжать еще очень долго. За все время, пока я работаю в школе, чаще всего сталкивалась с тревожными детьми, когда у детей преобладающая эмоция — это страх. В связи с этим у них появляются и другие проблемы: дети становятся зажатыми, скованными, боятся общения с окружающими, стараются отказаться от любых поручений.
Кроме того, нынешние дети — это компьютерная зависимость и очень большая пассивность. Их невозможно ничем заинтересовать. Ни конкурсами, ни соревнованиями, ни кружками, ни вылазками на свежий воздух — ничем. Им ничего не надо, только социальные сети. Они будут счастливы, если их вообще никто не будет трогать и ожидать момента, как скорее бы уйти домой и снова засесть в сеть Интернет или компьютерные игры.
Что могут сделать школьные психологи? Мы изо всех сил стараемся не доводить детей до крайней ситуации, когда потребуется помощь психиатров, медиков или, упаси Бог, наркологов. У нас очень широкая сеть воспитательной работы.
Когда дети каждый день своим примером показывают сверстникам, как здорово сходить в лес всем классом на прогулку или придумать несуществующие виды спорта и потом побегать по этапам и опробовать их, более застенчивые тоже включаются в процесс и начинают искать среди окружающих ребят партнеров, чтобы выполнить задания вместе. Это дорогого стоит.
Конечно, есть ребята, которых очень тяжело включить в какую-либо деятельность. С ними большую работу проводят классные руководители, общаются с родителями. И если это необходимо, мы решаем проблему вместе. Каждому пытаемся найти ситуацию успеха, чтобы ребенок почувствовал себя хоть немного, но значимой личностью.
Светлана Сыпкова, старший методист СПС ОП МОУ «Центр повышения квалификации», педагог-психолог негосударственной СОШ «Родник», Волгоград:
На мой взгляд, самая главная школьная проблема — это нереалистические ожидания родителей, их завышенные требования к своим детям. Последние, стараясь соответствовать этим требованиям, живут на пределе своих эмоциональных и личностных ресурсов. Приходится объяснять родителям, что у каждого человека, особенно у ребенка, есть индивидуальный предел возможностей и способностей. «Не просите груш у тополя» — мое любимое выражение.
Вторая проблема — это снятие родителями ответственности по вопросам воспитания детей. Есть некоторые родители, которые считают, что раз они оплачивают обучение ребенка, то за его образование и воспитание полностью отвечают педагоги. Приходится привлекать их к взаимодействию, постепенно менять внутреннюю установку по этому вопросу.
Последнее время часто поднимают тему домашнего насилия. Это довольно неоднозначная тема. Однажды, работая в районной консультации, мне пришлось столкнуться с прямым оговором ребенком родителей. Родители пытались удержать сына в рамках дозволенного, ничего предосудительного в их действиях не было. Мальчик договорился с друзьями, которые оставили определенные «следы» на его теле, а потом обратился к школьной медсестре с жалобами, — история вызвала резонанс. Сам подросток потом жалел о своем поступке, раскаивался. Хорошо, что история разрешилась благополучно, не без помощи психологов, которым удалось не только выяснить истину, но и помочь наладить контакт внутри семьи. Так что эта тема не так проста, как кажется на первый взгляд.
Марина Журавлева, педагог-психолог МБОУ СОШ №73, Ижевск:
В психологической помощи нуждаются все участники образовательного процесса; но больше всего — учащиеся подросткового возраста (12-15 лет). Это трудный возраст — период становления взрослого человека, формирования самооценки. Подростки эгоистичны и материалистичны. Иногда их поведение по отношению к другим людям грубо и бесцеремонно, хотя сами они неимоверно ранимы. Их настроение колеблется между сияющим оптимизмом и самым мрачным пессимизмом. Если психологу удастся установить с подростком доверительный контакт, то консультация может стать очень эффективным методом решения проблем.
А их много: это и непонимание во взаимоотношениях с родителями, и низкая самооценка и повышенная самокритичность, это и неумение общаться со сверстниками, муки первой влюбленности. Родителям стоит помнить об этом и бережнее относиться к своим подрастающим чадам.
Лилия Гайсина, педагог-психолог Туймазинского юридического колледжа, руководитель методического объединения психологов Западного региона РБ, Уфа:
Во многих семьях считается, если подросток одет, обут, накормлен, что еще надо? А подросткам не хватает понимания, участия, сопереживания, иногда им хочется просто выговориться. Как в фильме «Доживем до понедельника» «Счастье — это когда тебя понимают».
Самая незащищенная группа — это дети, и именно они нуждаются в помощи. Ведь с каждым годом больше проблемных детей с неврозами. Это отголоски семейных отношений. Сейчас часто решение проблемы ребенка приходится начинать с воспитания родителей, которые свои проблемы перекладывают на детей. Как это ни печально, сейчас очень много социальных сирот
Александра Гусева, педагог-психолог школы надомного образования ГБОУ СОШ № 1673 «Поддержка», Москва:
В последнее время очень актуальным стал вопрос обучения детей с инвалидностью в рамках обычной школы. Нередко педагог может чувствовать свою неуверенность при работе с особым ребенком, когда годами наработанные методики становятся не эффективными для ребенка с СДВГ или аутизмом. Очень важно в такой момент поддержать не только родителей и ребенка, но и педагога. Особое место здесь занимает просветительская работа психолога, донести до учителя, что те ужасы, которые он прочитал про тот или иной диагноз не тождественны тому ребенку, что сидит у них в классе.
А еще востребована помощь в повышении родительской уверенности и принятии на себя основной доли ответственности за воспитание и образование детей. С одной стороны, конечно, очень хорошо, что сейчас в Москве есть много развивающих центров, с другой стороны, формируется некая прослойка родителей, которые готовы полностью передоверить свои обязанности специалистам. А это не очень мудрое решение: внимательное и с любовью воспитание детей — это, в первую очередь, родительская задача.
Екатерина Люльчак
Совместно с Thezis.ru