26 января 2017 года в Москве, в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации в рамках V Рождественских Парламентских встреч состоялось заседание круглого стола по теме «Духовно-нравственное воспитание в системе образования: состояние, проблемы, перспективы».
Заслушав и обсудив информацию председателя Комитета Государственной Думы по образованию и науке В.А. Никонова об итогах заседания «круглого стола» по теме «Духовно-нравственное воспитание в системе образования: состояние, проблемы, перспективы» Комитет решил:
- Одобрить рекомендации участников заседания «круглого стола» по теме «Духовно-нравственное воспитание в системе образования: состояние, проблемы, перспективы».
- Направить указанные рекомендации в заинтересованные органы государственной власти и общественные организации для учета в работе.
В мероприятии приняли участие депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, представители Русской Православной Церкви, представители Министерства образования и науки Российской Федерации и других федеральных министерств, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, научно-педагогической и родительской общественности, средств массовой информации.
Участники заседания отметили, что будущее России как суверенного центра силы современного мира связано не только с решением политических, экономических и социальных проблем, но и с воспитанием Человека в человеке, формированием духовности, нравственности на основе исторически сложившейся российской ментальности, традиционных российских духовно-нравственных и культурных ценностей.
Основой процесса воспитания, его ведущей составляющей является духовно-нравственное воспитание. Оно предполагает создание условий для развития положительных духовных, нравственных качеств, ориентированных на подлинные идеалы и ценности.
Духовно-нравственное воспитание направлено на приобщение подрастающего поколения к традиционным духовным и нравственным ценностям российского общества, на их воспитание на основе исторических и культурных традиций русского и других народов России, формирование сознательных и ответственных граждан Российского государства.
Тема духовности современного общества отражает глубинные вопросы человеческого существования, смысла жизни живущих и будущих поколений. Президент Российской Федерации В. В. Путин в ежегодных Посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации, говоря о дефиците духовных скреп, необходимости укрепления духовно-нравственной основы общества, о христианстве как мощной духовной объединяющей силе в формировании русской нации и централизованного Российского государства, поставил перед системой образования задачи формирования нравственного, гармоничного человека, ответственных граждан страны, впитавших её ценности, историю и традиции, граждан с широким кругозором, обладающих внутренней культурой, способных творчески и самостоятельно мыслить.
Во исполнение поручений Президента Российской Федерации В. В. Путина был принят ряд документов, предусматривающих комплекс мер, направленных на совершенствование воспитательной работы, среди которых:
— Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», определяющий образование как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, в том числе в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого развития человека. Статья 87 закона «Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации. Особенности получения теологического и религиозного образования» направлена на правовое регулирование образовательной деятельности в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировых религий, а также в области теологии;
— Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р, и План мероприятий по реализации в 2016–2020 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённый распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 марта 2016 года № 423-р. Цель Стратегии – определить и реализовать приоритеты государственной политики в области воспитания детей, обеспечивающей воспитание личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, становление российской гражданской идентичности, укрепление нравственных основ общественной жизни, успешную социализацию детей, их самоопределение в мире ценностей и традиций многонационального народа Российской Федерации, межкультурное взаимопонимание и уважение. В стратегии говорится о расширении сотрудничества между государством и традиционными религиозными общинами в деле нравственного воспитания детей;
— Стратегия национальной безопасности в Российской Федерации, утверждённая Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683, в которой сказано о повышении роли школы в воспитании молодёжи на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, о необходимости повышения качества преподавания русского языка, литературы, отечественной истории, основ светской этики, традиционных религий (п. 70), а также указано на необходимость создания системы духовно-нравственного и патриотического воспитания граждан, внедрение принципов духовно-нравственного развития в систему образования, молодёжную и национальную политику, расширение культурно-просветительной деятельности (п. 82);
— Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года, утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 года № 326-р, в которой одним из приоритетных направлений является сохранение и использование культурного наследия и его использование для воспитания и образования, а также обеспечение гражданам доступа к культурным ценностям. При этом субъектом культурной политики может быть общественная организация, а, значит, и традиционные для России религиозные организации, общины, инициирующие общественно значимые, опирающиеся на традиционные духовные ценности культурные проекты;
— Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях, подготовленная Министерством образования и науки Российской Федерации и направленная в общеобразовательные организации письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 мая 2013 года № ИР-325/09;
— Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования, в которых духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены как задачи первостепенной важности. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 (с последующими изменениями) был утверждён и введён в действие ФГОС начального общего образования, в котором установлена новая предметная область в младших классах «Основы религиозных культур и светской этики». Согласно требованиям ФГОС начального общего образования в структуре основной образовательной программы предусматривается примерная программа духовно-нравственного воспитания обучающихся. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 был утверждён и введён в действие ФГОС основного общего образования, в котором установлена обязательная предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России», находящаяся в логической связи и преемственности с предметной областью ОРКСЭ, в рамках которой также возможно развитие урочной, внеурочной и интеграционной деятельности как с целью обучения, так и с целью духовно-нравственного воспитания обучающихся. Эти стандарты в совокупности задают основные характеристики организации воспитательного процесса в современной школе;
— Концепция духовно-нравственного развития личности и воспитания гражданина России, разработанная в 2009 году в целях воспитания российского патриотизма и гражданственности, являющаяся методологической основой новых федеральных государственных образовательных стандартов; Концепция задаёт современный национальный воспитательный идеал: «Высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации» и формулирует базовые национальные ценности (традиционные российские духовно-нравственные и культурные ценности), имеющие богатейшее имплицитное содержание»;
— курс «Основы религиозных культур и светской этики» (далее по тексту — ОРКСЭ), введённый с 1 сентября 2012 года как обязательный во всех общеобразовательных учреждениях — 34 учебных часа в год в 4-м классе. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 года № 84-р зафиксирована позиция о реализации в общеобразовательных учреждениях указанного курса;
— Инструктивно-нормативное письмо «Об обучении основам религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации» для учителей и организаторов введения курса» и «Методические рекомендации по организации изучения в 4-х классах комплексного учебного курса ОРКСЭ», направленные Министерством образования и науки Российской Федерации 22 августа 2012 года № 08-250 в субъекты Российской Федерации. Основной методологический принцип реализации ОРКСЭ – культурологический подход, способствующий формированию у младших школьников первоначальных представлений о культуре традиционных религий народов России (православия, ислама, буддизма, иудаизма), российской светской (гражданской) этике. В контексте учебно-методического обеспечения преподавания ОРКСЭ культура понимается как духовное и материальное богатство, воплощённое в образе жизни народов России, российских религий, российского общества. Культурологическое и воспитательное значение новой предметной области духовно-нравственной воспитательной направленности неоспоримо и, безусловно, позитивно (об этом ярко свидетельствуют результаты многих федеральных и региональных мониторингов);
— Методические рекомендации «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 мая 2015 года № 08-761) и Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 01 сентября 2016 года № 08-1803 «О рекомендациях по реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для основного общего образования», в которых указано, что предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является логическим продолжением предметной области «Основы религиозных культур и светской этики», и в её рамках возможна реализация учебных предметов, учитывающих региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации. В то же время для данной предметной области во ФГОС основного общего образования не прописаны учебные предметы, что позволяет изучать её на данном этапе через учебные курсы по выбору за счет часов части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений. Неотложной современной повесткой является наполнение предметных областей «Основы религиозных культур и светской этики» на уровне начального общего образования и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» на уровне основного общего образования в логической преемственности с предметной областью ОРКСЭ учебными предметами по традиционным религиозным культурам народов России.
В перечисленных документах и материалах закреплено новое отношение к содержанию воспитания в современной школе, в частности:
— под воспитанием в общеобразовательной организации понимается создание условий для развития личности ребёнка, его духовно-нравственного становления на основе российских традиционных духовных и нравственных ценностей и подготовки к жизненному самоопределению, содействие процессу взаимодействия педагогов, родителей и обучающихся в целях эффективного решения общих задач;
— воспитательная компонента в деятельности общеобразовательной организации становится самостоятельным направлением, которое основывается на ряде принципов и отвечает за формирование «воспитательной системы», «воспитывающей среды», «воспитательного потенциала обучения», «воспитывающего уклада школьной жизни» и т.д.;
— воспитание должно быть интегрировано во все виды деятельности школьника: учебную, внеучебную, внешкольную, общественно-полезную, которые, в первую очередь, формируют личность школьника, уклад школьной жизни;
— определяются основные формы и методы духовно-нравственного воспитания гражданина России в процессе урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в партнёрских отношениях с семьей, институтах гражданского общества, традиционными для России религиозными конфессиями;
— в процессы духовно-нравственного развития обучающегося необходимо включать все субъекты воспитания и социализации детей и молодёжи: семью, институты государства и гражданского общества, традиционные российские религиозные организации, учреждения дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ.
Участники заседания круглого стола отметили, что основой духовно-нравственного воспитания и его непрерывности является системный подход. Школа и традиционные российские религиозные организации совместно с другими общественными организациями: ветеранскими, национально-культурными, экологическими и пр., а также учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта призваны создавать единое пространство духовно-нравственного воспитания. Полнота духовно-нравственного воспитания и развития личности достигается только во взаимодействии образовательной организации с традиционными для России религиозными организациями и институтами гражданского общества.
Участники заседания круглого стола отметили, что решение задач духовно-нравственного воспитания в современной системе образования связано с решением целого ряда проблем, среди которых:
— необходимость формирования ценностно-мировоззренческих компетенций самих педагогов и родителей (повышение педагогической культуры родителей);
— необходимость преобразования процесса обучения, системы воспитательной работы, существующих отношений, семейной обстановки и т.д. с целью создания в образовательной организации и вокруг неё культуросообразной среды, «нравственного поля», способствующих духовному становлению обучающегося, пробуждению в нём желания творить добро;
— отсутствие системного подхода, непрерывности в духовно-нравственном воспитании обучающихся в структуре учебно-воспитательного процесса.
Определение духовно-нравственного воспитания как ключевой задачи современного образования существенно меняет сложившееся в последние годы представление о школе как об учреждении, в котором только получают образовательные услуги и аттестат об образовании. По мнению участников заседания круглого стола, школу необходимо рассматривать как важнейший социальный институт, который во взаимодействии с другими субъектами социализации создаёт необходимые условия для духовно-нравственного развития и воспитания детей. Обучение — только один из компонентов личностного развития. Российская школа должна стать важнейшим структурообразующим компонентом общенационального пространства духовно-нравственного развития и воспитания детей в России, средоточием не только интеллектуальной, но также гражданской, духовной, культурной жизни школьника. Такое пространство ещё предстоит создать.
Участники заседания круглого стола поддержали предложения о проведении в 2017–2018 годах на «площадке» Комитета Государственной Думы по образованию и науке консультаций, встреч и иных мероприятий по разработке и подготовке к внесению соответствующих законодательных инициатив и предложений, а также по подготовке, экспертизе и реализации нормативных правовых актов и иных документов в соответствии с рассматриваемыми направлениями развития духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи в системе образования Российской Федерации.
Участники заседания круглого стола р е к о м е н д у ю т:
- Правительству Российской Федерации:
1.1. Рассмотреть вопросы:
— разработки основ единой государственной политики в области духовно-нравственного воспитания в Российской Федерации (с определением антропологического и воспитательного идеала) и механизмов её поддержки на государственном уровне, в том числе предусматривающей защиту духовно-нравственной среды, ответственность за духовно-нравственное воспитание молодёжи;
— включения в государственную программу Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» мероприятий, содействующих приобщению детей и молодёжи к духовно-нравственной культуре, к духовным ценностям, историческому и культурному наследию российской цивилизации, к традиционным религиозно-культурным ценностям народов России.
1.2. Обеспечить поддержку организаций, занимающихся созданием, изданием и распространением детской, учебной, развивающей и научной литературы в области духовно-нравственного воспитания и образования молодёжи, в том числе за счёт налоговых льгот и преференций.
1.3. Организовать диалог со СМИ в части:
— усиления в СМИ позитивной поддержки норм и идеалов жизни, соответствующих традиционным духовно-нравственным ценностям народов России, российского общества;
— повсеместного повышения требований к культуре разговорной и письменной речи в учреждениях и организациях.
- Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:
2.1. Способствовать совершенствованию федерального законодательства об образовании в вопросах:
— развития социально-гуманитарного образования в российской школе с учётом исторических и культурных традиций народов России, российского общества;
— развития духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи на основе традиционных ценностей народов России, в том числе на основе преподавания традиционных религиозных культур народов России и российской светской этики;
— взаимодействия органов государственной власти с Русской Православной Церковью и другими традиционными религиозными организациями народов России в развитии духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи.
- Комитету Государственной Думы по образованию и науке
3.1. Предусмотреть в плане работы Комитета на 2017–2018 годы тематический вопрос о реализации правовых гарантий обучающихся в российской школе на приобщение к традиционным духовным и нравственным ценностям народов России.
- Министерству образования и науки Российской Федерации:
4.1. Создать Совет по вопросам духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи из числа ведущих специалистов в области воспитания и гуманитарных дисциплин (представителей Российской академии наук, Российской академии образования, общественных организаций: Российского исторического общества, Российского книжного союза, Общества историков-архивистов, Российского географического общества, Союза краеведов России, Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры и др.), опытных педагогов, методистов из субъектов Российской Федерации, представителей духовных учебных заведений и религиозных организаций, представителей крупных российских библиотек.
4.2. С участием Совета по вопросам духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи:
— подготовить рекомендации по общеобразовательным программам, учебникам и учебным пособиям по гуманитарным предметам, используемым в школе;
— провести экспертизу учебников, учебно-методических пособий по всем школьным предметам с целью совершенствования в них материалов, содействующих утверждению достойных нравственно-этических норм и норм морали, традиционных российских нравственных ценностей;
— подготовить рекомендации по усилению внимания к вопросам формирования духовно-нравственных качеств личности школьника через изучение русского фольклора, древнерусской литературы, наиболее значимых художественных произведений русской классики и современной литературы в рамках изучения предметов «Русский язык» и «Литература»;
— дополнить произведениями российской традиционной духовно-нравственной воспитательной направленности перечень «100 книг» по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации, рекомендованный в соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 января 2013 года № НТ-41/08 школьникам к самостоятельному чтению с учётом возрастных категорий читателей-обучающихся.
4.3. Решить вопросы о развитии преподавания православной культуры и других традиционных религиозных культур народов России в целях формирования у обучающихся мировоззрения (самосознания), основанного на традиционных российских духовно-нравственных и культурных ценностях, на всех уровнях общего образования и о внесении в федеральные государственные образовательные стандарты и примерные основные образовательные программы общего образования изменений, направленных на расширение преподавания религиозных культур и светской этики по выбору родителей (законных представителей) обучающихся общеобразовательной школы по годам обучения и уровням общего образования.
4.4. Проработать возможность разработки методических рекомендаций для субъектов Российской Федерации по осуществлению координации деятельности в вопросах реализации комплексного учебного курса ОРКСЭ на основе анализа плана мероприятий по обеспечению качества преподавания курса ОРКСЭ.
4.5. В целях совершенствования нормативной правовой базы в сфере взаимодействия органов государственной власти, Русской Православной Церкви и других традиционных для России религиозных организаций в обеспечении и развитии духовно-нравственного образования в общеобразовательных организациях рассмотреть вопрос о возможности внесения изменений в Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в плане конкретизации нормы части 6 статьи 87 в части обязательности привлечения традиционных для России религиозных организаций к учебно-методическому обеспечению профильных предметов, курсов, дисциплин (модулей) по религиозным культурам посредством участия в разработке и экспертизе соответствующих учебно-методических комплексов, экспертизе учебников и пособий по религиозным культурам в соответствующих религиозных организациях а также участия в подготовке и аттестации соответствующих педагогических кадров.
4.6. В целях формирования духовно-нравственной культуры личности школьника в соответствии с ФГОС общего образования в рамках основных общеобразовательных программ обеспечить реализацию целостной преемственной программы воспитания и социализации обучающихся с акцентом на духовно-нравственную компоненту воспитания.
4.7. Совместно с Министерством юстиции Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации выработать систему мер воспитательного и образовательного характера и юридических механизмов противодействия явлениям, несовместимым с нормами и ценностями языковой культуры народов Российской Федерации, в частности, ненормативной лексике и антиобщественному речевому поведению.
4.8. С целью формирования у обучающихся достойных нравственных качеств личности рассмотреть возможность разработки кодекса поведения российских школьников.
4.9. Продолжить работу по повышению эффективности вовлечения родителей в образование путем создания системы профессиональной помощи родителям в воспитании детей в рамках реализации комплексного проекта «Российский родительский университет» (в том числе посредством вовлечения родителей в процесс активной деятельности, направленный на повышение уровня семейного воспитания посредством участия родителей в деятельности родительских комитетов, советов родительской общественности, советов содействия семье и школе, семейных клубов, имеющих различную целевую направленность (семейный досуг, клубов выходного дня, образование, взаимопомощь, продвижение гражданских инициатив и т.п.).
- Министерству связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Министерству культуры Российской Федерации:
5.1. Способствовать созданию атмосферы уважения и любви к родному слову и культуре как выразителям высокого назначения человеческой личности, ее достойного существования.
5.2. Принять действенные меры по пропаганде культуры русского слова, повышению языкового вкуса, благопристойного и разнообразного содержания и стиля речи во всех сферах жизни, особенно пропаганде культуры общения в бытовой сфере и средствах массовой информации.
5.3. Обновить видеотеки лучших познавательных и художественных фильмов, включив в них лучшие фильмы ХХ века.
- Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
6.1. Продолжить работу по созданию и функционированию региональных, районных, городских и иных Центров духовно-нравственной культуры и Координационных советов по духовно-нравственному воспитанию детей и молодёжи (при главах администраций) как основы взаимодействия образовательных учреждений, традиционных для России религиозных организаций, общественных организаций, институтов гражданского общества и органов власти в целях активизации духовно-нравственного воспитания школьников, их родителей (законных представителей) и педагогов.
6.2. В соответствии с частью 5 статьи 99 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» решать вопрос о финансировании за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и местных бюджетов частных православных образовательных организаций общего образования, осуществляющих образовательную деятельность по реализации аккредитованных основных общеобразовательных программ на равных основаниях с государственными и муниципальными образовательными организациями общего образования.
6.3. Реализовать с участием организаций Русской Православной Церкви меры по расширению возможностей и гарантий преподавания православной культуры, духовно-нравственного воспитания на основе ценностей и традиций русской православной культуры.
6.4. Предусмотреть организацию школ молодых родителей и молодых воспитателей и иных мероприятий, направленных на повышение уровня компетентности родительской и педагогической общественности в вопросах воспитания, в том числе по изучению традиционного опыта духовно-нравственного воспитания личности.
6.5. С целью усиления работы по духовно-нравственному воспитанию детей в современной библиотечной среде решить вопрос об оснащении школьных библиотек современной актуальной духовно-нравственной литературой, комплектами разнопрофильных словарей, включая толковые, исторические и этимологические словари, в которых прослеживается история слова, воспроизводится цитатный ряд лучших текстов прошлого.
6.6. Способствовать:
— распространению опыта семейной и межсемейной волонтерской деятельности;
— развитию духовно-нравственного фестивального движения.
6.7. Наряду с широким использованием для духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи исторических материалов, подтверждающих высочайшие духовно-нравственные традиции поколений граждан России, оказывать поддержку общеобразовательным организациям в использовании перечня !100 книг» по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации, рекомендованного школьникам к самостоятельному чтению.
6.8. В целях повышения качества подготовки преподавателей оказывать содействие региональным и муниципальным организациям, осуществляющим образовательную деятельность по дополнительным профессиональным образовательным программам — программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников, в части информационно-методической поддержки педагогических работников, в том числе по вопросам реализации предметных областей «Основы религиозных культур и светской этики», «Основы духовно-нравственной культуры народов России» и духовно-нравственного воспитания обучающихся средствами иных учебных предметов и во внеурочной деятельности.
6.9. В системе повышения квалификации всех категорий педагогических работников предусмотреть в программах подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических и управленческих работников системы общего и дополнительного образования специальные курсы по организации духовно-нравственного воспитания в системе повышения квалификации всех категорий педагогических работников.
- Российской академии наук и Российской академии образования:
7.1. Поддерживать во взаимодействии с Русской Православной Церковью и другими традиционными для России религиозными организациями развитие научного, информационного, программно-методического обеспечения духовно-нравственного воспитания.
- Средствам массовой коммуникации:
8.1. Способствовать проведению на постоянной основе целенаправленной поддержки российских традиционных ценностей семьи, брака, морали и нравственности.
8.2. Способствовать созданию общественной атмосферы уважения и любви к родному слову и культуре как выразителям высокого назначения человеческой личности, её достойного существования.
МЕРКУРИЙ, митрополит Ростовский и Новочеркасский, председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви
В. А. НИКОНОВ, председатель Комитета Государственной Думы по образованию и науке